Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Очередной пост, навеянный Имичкой и спасибо ей за это. Но лучше я все-таки переформулирую для себя, на своих пальцах. Ну и слегка с понижением градуса, потому что на мой взгляд, это же работает не только с аспирантурой и докторантурой, это вообще отличный принцип.

Если ты учишься, зачем ты это делаешь?
Зачем - это вообще первый вопрос, который надо себе задавать в любой ситуации: могу ли я обойтись без этого? хочу ли я обходиться без этого? зачем мне оно нужно? Можешь не учиться в университете - не учись. Нет, ну правда же. Дело не в элитарности, недоступности и прочих статусных вещах, дело в осмысленности каждого получаемого высшего образования (первого, второго, пятого) в каждом конкретном случае. Не испытываешь прямой необходимости в практическом приложении своей "корочки" - не создавай себе лишних проблем, лишних задач по ее "добыче". Если тебе нужно самообразование, занимайся самообразованием. Или саморазвитием. Или самопознанием. Или ручным трудом. Если тебе на самом деле не критично то, что ты планируешь делать - не делай этого, делай что-то другое. Такое, чего ты по-настоящему хочешь, что для тебя по-настоящему важно.


Впервые я поняла идею греховности идеи ради идеи, дискурса ради дискурса и знания ради знания.
Знания - это не вопрос личной интеллектуальности и того, что ты способен под пиво с друзьями обсудить Фуко, потому что он включен в курс философии твоего физмата.
Это побочный эффект знания как инструмента в твоей повседневной жизни и задачах. Как знания это то, чем ты оперируешь и что поддерживает тебя.
Получение знаний - не есть действие. Интеллектуальность - это качество, которое присуще ученым и интеллектуалам. Но ученые - это профессия. И не только ученые, не обязательно они. Вопрос как раз в Деле, в твоей Работе в твоей Профессии.

Тысячу раз да.
Говорили вчера с матушкой (полночи, как обычно) про внешнюю и внутреннюю мотивацию, стимуляцию, про методики обучения детей и взрослых. Попутно посмеялись, семейные ценности такие семейные - по семеновской линии пять поколений учителей, и это только те, кого знаем и помним. Весь двадцатый век и кусочек девятнадцатого. Мать говорит: обучение детей пляшет от мотивации внешней - все эти дневники и оценки, одобрение взрослых и родительские выволочки, выступления и конкурсы. Ну и заинтересовать предметом, конечно же, куда без этого, но в основном - вот так. Я говорю: обучение взрослых по определению отстраивается от осознанности внутренней мотивации, иначе бессмысленно начинать.

Это я сейчас для себя и о себе, если что. Ни о ком другом, даже если кажется наоборот.
Зачем ты это делаешь? Чего ты хочешь?
Только честно.
Бывает так, что тебя запихивают в институт родители. Или ты сам ошибаешься с выбором специализации. Или просто не особо знаешь, что ты будешь делать пять лет спустя. В шестнадцать (для абитуриента) это элементарно, в двадцать (студенту) простительно, в двадцать пять уже спорно, после тридцати невозможно. Впрочем, еще бывает, что поздно определяешься с выбором, теряешь лишние годы и в тридцать начинаешь то, что было бы естественно начать в шестнадцать. Но и тогда к тебе применимы все те же правила, что и к остальным, просто у тебя была фора в 15 лет.
Я вчера в полчетвертого утра неожиданно осознала смысл бакалавриата и магистратуры. Диплом врача, получаемый по итогу шестилетки в меде, по сути своей чистый бакалавриат - последняя подготовительная ступень к Делу, последний привет юношеской беспечности и неопределенности. Еще можно учиться по инерции, по привычке, для родителей, ради галочки и по прочим внешним мотивам. В двадцать-двадцать два года тебе просто может не хватить личного опыта, знания себя самого, чтобы понять, чего на самом деле хочешь именно ты, а не семья, социум и привитые в школе ценностные установки. Из баклавриата же легко вывернуть в любую смежную специальность, тебе пока дали только необходимый минимум общих представлений о будущей сфере реализации. Этот минимум пригодится везде. Пожалуйста, не хочешь оставаться в практической медицине, бери смежную область и увязывай одно с другим. Вообще не знаешь, куда пойти дальше - иди работать. Когда у тебя появится четкое понимание, чем ты занимаешься и чего от себя дальше хочешь, тогда и пойдешь в магистры. Осмысленное движение.
Магистратура, а потом аспирантура (в нашем случае ординатура и есть магистерская ступень) - Дело как оно есть. Уже невозможно работать из-под палки (внешней или внутреннего логика), писать диплом ради диплома. С дипломами вообще все смешно вышло, кстати. Впервые я увидела как студент естественным путем готовится к диплому, когда Кэт доучивалась в журналистике. До этого я наблюдала только заочников, приходившх к матери с темами "потому что звучит красиво" и отдававших за диплом круглую сумму. Матери писать для них работы было интересно, им самим для себя - нет. А уж необходимость готовить практическую часть вообще вгоняла их (и меня заодно) в тоску. Я весь институт боялась перспективы написания диплома (благо он в меде нам и не светил). И только сейчас пришло осознание: хороший диплом - это твоя жизнь, то, с чем ты работаешь постоянно. И писать диплом по своей теме на самом деле как дышать - легко, естественно, хотя конечно на самом деле трудно и тяжко. Но не так и не поэтому.
Очень легко быть собой, легко принимать себя, когда ты по-настоящему погужен в свое дело, когда знаешь, куда и зачем его применять. Ты рассказываешь о нем как дышишь. Разумеется, ты можешь ошибаться, соглашаться с одними и до хрипоты спорить с другими. Но ты думаешь обо всем этом - в фоне, постоянно - и вообще у тебя все песни про футбол, даже те, которые на самом деле не. Ты автоматически встраиваешь все увиденное и услышанное в картину мира, построенную на этом внутреннем стержне. И при этом понимаешь, что ты знаешь - не мало, нет - недостаточно, чтобы удовлетвориться этим.

Это я к чему: прекрати бегать от себя уже наконец...
...и начинай отжиматься.

@темы: другими словами, дорога на юг, ближний круг