23:17 

Обещанное про жопу, кризис и когнитивный диссонанс.

Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Как будто в этом мире мало написано статей с очевидными истинами, которые никто не читает, чтобы клепать еще одну. Но тут вопрос скорее декларации постулатов, своего рода modus operandi, который все-таки прилично совпадает у нас с Виленом. Практически весь текст его, я всего лишь причесала немного и добавила некоторые моменты от себя (оффтопом).



По горячим следам увлечения МИФом в доме появилось несколько книг этого издательства из области саморазвития, самоорганизации и прочей успешной жизни. Я не люблю такие книги. Так повелось, что для меня они еще с весьма юного возраста ни о чем, то есть ни о чем таком, до чего я сам бы не додумался. Но все-таки я не скажу, что книжки плохие. Напротив, наблюдая за нынешним обществом, я вынужден признать, что многим они могут быть действительно полезны, хотя лично мне не нравится американский коуч-продажнический стиль изложения и отчасти самого подхода. После всех этих книг и личных наблюдений за окружающей средой меня никак не отпускает мысль об идиотизме системы психотерапии по типу США, где к терапевтам ходят за тем, для чего у людей вообще-то есть друзья и собственные мозги.

ДОКТОР, ЧТО СО МНОЙ?

Ладно, я допускаю осмысленность процесса, если друзей нет. Ну и, возможно, когда тебе и твоим друзьям лет по 20 и вы нифига не понимаете в этой жизни. Но опять же, была в книге авторства именно западного терапевта мысль про делегирование эго, когда человек вместо того, чтобы самому задуматься и осмыслить свое сложное и неудобное положение, например, на первой работе, каждый обеденный перерыв названивает маме и жалуется на собственную некомпетентность. Это не делает его лучше, но позволяет сбросить пар в свисток, не меняя ничего в самой ситуации. Иногда бывает полезно, но что делать, когда такой метод разрешения психоэмоционального дискомфорта становится единственным доступным и привычным?
Развивая эту тему: я не вижу никакой разницы между бесконечными беседами в кабинете психотерапевта и звонками маме: терапевт может лучше подобрать слова, он для этого учился, но оба варианта делегирования подразумевают, что кто-то другой осмысляет происходящее за тебя, в то время, как ты приходишь к нему будто за волшебной таблеткой от своих бед. И ладно бы ты получил волшебную таблетку назначения и добросовестно им последовал до результата. Но чаще мы имеем ситуацию, когда человек приходит к врачу, ему выписывают рецепт и режим приема лекарств, а он принимает их как попало или вообще забывает, а потом искренне удивляется, что ж он на поправку-то не пошел. То ли врач плохой, то ли терапия неправильно подобрана, то ли соседка сглазила, а черти козни плетут.
Не меньше настораживает все то, что я на протяжении почти десяти лет наблюдаю в отечественной системе. Я прекрасно понимаю, что преодоление психических проблем - дело не пяти минут, но многих недель, месяцев, а то и лет. И тем не менее, складывается впечатление, во-первых, отсутствия у "пациентов" понимания того простого и очевидного факта, что одних посиделок в кабинете терапевта не может быть достаточно для того, чтобы избавиться от своих проблем; а во-вторых, сами "врачи" не стремятся донести до них эту истину.

ПРОГРЕСС РАДИ ПРОГРЕССА НАДО ИСКОРЕНЯТЬ!

Британские ученые тм доказали, что нашему мозгу свойственно отбрыкиваться от нового, непривычного действия, и чтобы демотивировать нас, он вырабатывает вещество, вызывающее боль и дискомфорт при одной мысли о том, чтобы просто встать и сделать. Это состояние длится некоторое время – на первых порах, но затем плавно перетекает в удовольствие – мозг понял, что нас не перехитрить и все вообще не так плохо, как можно было подумать в начале, вот уже первые результаты (ты хотя бы лег в направлении мечты), и начинает вырабатывать заветные эндорфины. Эндорфины срабатывают как зажигательный механизм нашего личного двигателя и, не успев оглянуться, мы уже в бою. А там и деваться некуда, позади мировая бездна поэтому хрен мы отступим.
Я, конечно, сильно испорчен в этом плане дружбой с одним прекрасным психотерапевтом человеком, который давно переселился куда-то в Канаду как раз ради того, чтобы работать так, как он считает должным - не просто беседовать с пациентом в более или менее уютном кабинете и отпускать его после часового сеанса в свободное плавание, где тот имеет все шансы вернуться к привычному образу жизни, приведшему его в тот самый кабинет, а реально помогать ему строить новую жизнь. Полуторачасовой сеанс в данном случае может подразумевать вовсе не десятитысячный разговор об одном и том же, а совместный поход в место, которое "пациенту" хотелось бы посетить, или вручение билетика на электричку на дачу, или подготовка и может быть даже сопровождение на собеседование в компанию, готовую работать с "проблемными" людьми и т.д. и т.п. Если вкратце - действие. Единственную действующую "таблетку", которую может предложить психотерапевт. А спускаться вниз по стене и лайкать детские аватары, закапываться в первопричины нынешнего состояния - это лишь помогать человеку находить оправдания бездействию, что наш мозг и без стороннего вмешательства отлично делает.

КОТЕНОК ДЕЛАЕТ "Р-Р-РАЗ" - а что дальше?

Как-то в разговоре родилась чудесная (пусть и циничная) иллюстрация дробления важного и значимого действия на этапы, которая часто используется психологами. В самом методе, безусловно, нет ничего плохого, вот только не надо (а человек любит поступать так абсолютно со всем) доводить идею до абсурда, не нужно допускать, чтобы «пациент» проецировал этот нехитрый прием на все области жизни. Итого, наш пример - чистка зубов.
В первый день ты поднимаешься с постели и доходишь до ванной. Смотришься в зеркало, оглядываешься по сторонам и уходишь обратно.
На следующий - достаешь из ящика зубную щетку, разглядываешь ее и идешь обратно.
На третий - достаешь щетку и пасту, крутишь их в руках, сравниваешь, рассматриваешь всячески и идешь обратно в постель.
На четвертый день, дойдя до ванны и вытащив щетку, ты выдавливаешь на нее пасту, принюхиваешься, свыкаешься с видом и запахом и опять в постель.
Пятый - проделав все предыдущие этапы, пытаешься засунуть ее в рот.
Так к концу недели успеешь и зубы почистить, если, конечно, не пропустишь какой-то из этапов. Но весь цимес как раз в том, чтобы пройти этот путь до конца.
Хорошо, допустим, наш лирический герой зубы все-таки почистил, получил от этого приятные ощущения и даже стал регулярно повторять эту процедуру – для верности, дважды или даже трижды в день. Это, безусловно, достижение. И тут возникает один интересный вопрос, но об этом позже. Довольно сомнительно, что для человека, который не мог почистить зубы, это было единственной проблемой в этой жизни. Гораздо вероятнее, что зубы - лишь первый шаг к выходу из экзистенциального кризиса, обычно именуемого в народе жопой. И вот уже на протяжении какого-то солидного времени, скажем, нескольких месяцев, человек исправно заботится о своих зубах. Все вроде бы хорошо, но жизнь от этого почему-то заметно не изменилась. На работу мечты не позвали (и вовсе не имеет значения, что ты даже резюме не отправил!), заветные таланты не проснулись, друзья и родные сказали: "Круто" и выпили за победу, ну и, может, отметили еще какую-нибудь «недельщину» или «месячину» важного события... Но время на месте не стоит, жизнь идет дальше и количество поглаживаний за этот обыденный, в общем-то, процесс постепенно уменьшается в ноль. Окружающие начинают считать человека нормальным хотя бы в этой области, а для нормальных людей чистка зубов подвигом не является.
Меж тем герой наш был искренне уверен: вот смогу чистить зубы и моя жизнь сразу круто повернет на яркую полосу. Тут и появляется вопрос, про который я заговорил в начале предыдущего абзаца. Много говорят о том, что важна не сама ошибка, а то, что мы из нее извлечем и что сделаем дальше, но я как-то не встречал ни в умных книгах, ни в популярных статейках и не менее популярных «открытках» другую сторону этой же медали – не так важен сам результат, как то, чему он тебя научил и что ты сделаешь с этим дальше.
Можно сказать: «Ах, нафиг мне это сдалось – три раза в день заморачивался с этими зубами, а все равно ничего не изменилось. Больше не буду!» И тут целых два мотивирующих фактора для прекращения действия: во-первых, в жопе темно, тепло и уютно, особенно если ты обжил ее давно, а во-вторых, ты вновь станешь в глазах окружающих тем неповторимым созданием, которое неспособно чистить зубы. Своеобразное достижение от противного: если я не получаю нужного подкрепления от того, что я делаю, я могу получить его от того, чего не делаю. Прием опробован и отработан людьми с разными психическими проблемами (помним: отрицательное подкрепление – тоже подкрепление).
Существует и второй вариант развития событий, при котором партия лирического героя может звучать примерно так: «Черт, я смог начать и чистить зубы! Значит, я все же не конченый человек! Так и голову помыть, наверное, не сильно сложнее. Я ведь уже знаю, как дойти до ванной и открывать кран...»
Естественно, наш пример утрирован, зато наглядный. Даже освоение такого простого действия как чистка зубов уже дает человеку новые возможности. Не мог когда-то помыть голову – полдела уже сделано при прежнем подходе, до ванны дойти умеешь. Теперь осталось, по аналогии с пастой, нанести шампунь на голову и усвоить пару новых телодвижений. Таким образом, мы начинаем процесс уже не с похода к двери ванной комнаты, а с разглядывания душевой кабины. Зашел - вышел. Может быть, даже решил сразу сделать следующий шаг и ощупать душевую насадку, потому как действие - это самозаводящийся механизм, и как только ты сделал первое движение, следующее дается уже легче.

ЧЕТЫРЕ, ДВА, ОДИН - вопрос приоритетов

Любая наша проблема – всегда суть вопрос приоритетов. Что ты выбираешь: заполучить кариес и прочие проблемы или дойти до ванной комнаты и почистить зубы; атрофию мышц от постоянного нахождения в постели или все-таки встать и сходить, хотя бы в магазин за продуктами, и желательно по лестнице, а не на лифте; жить простой и незамысловатой, но тем не менее полноценной жизнью обычного человека или несбыточно мечтать о прекрасном и возвышенном, но так и не собраться воплотить мечты в реальность. Даже когда выбор решения диктуется нормами социума, религии, родительской семьи, по-настоящему в этот момент ты выбираешь не само решение даже, а только - следовать ли полученным предписаниям извне или все-таки нет. Ценность решения, ответ на любой вопрос - всегда внутри твоей головы, и зависит не от того, как диктует тебе честь и совесть, а от того, как ты сам оцениваешь прогнозируемый результат.
Универсальный способ отследить принятия решения - задать себе четыре неизменные вопроса:
- что будет, если я сделаю это?
- что будет, если я не сделаю это?
- чего не будет, если я сделаю это?
- чего не будет, если я не сделаю это?
Как правило мы оцениваем эти перспективы подсознательно, но почти всегда в основе лежит конкретная причина выбора того, а не иного варианта.
Если я не приму душ утром, я буду дурно пахнуть и мне будет неприятно - скажет один.
Если я не приму душ утром, я сэкономлю не меньше 200 литров воды, а природу надо беречь - скажет другой.
Если я приму душ утром, мне придется вставать на час раньше и весь день я буду ходить вареной курицей (а если не встану раньше, то скорее всего опоздаю на работу и меня уволят) - скажет третий.
Если я приму душ утром, мне придется смыть с себя запах тела любимого человека, с которым я провел ночь - скажет четвертый.
Один выбор, четыре разных мотивации и все они вместе в одном человеке в один момент.

По большому счету, человек владеет двумя ограниченными ресурсами, которыми может распорядиться: время и энергия. Вся жизнь человека будет зависеть от того, что и как он выберет. Кто-то выбирает тратить больше времени, но зато меньше сил, предпочитая вольный отдых и простые удовольствия а кто-то старается по максимуму использовать весь отпущенный срок, вкладываясь до предела в каждую секунду. Кто-то выбирает конвертировать время/силы в деньги и дальше использовать такую универсальную валюту для своих нужд, тоже очень разных. В принципе, тут нет правильных и неправильных выборов, есть лишь более комфортные/удобные для социализации в окружающем мире и менее комфортные для социализации, хотя как правило более легкие и приятные для самого человека. Важно только понимать, что выбор о распоряжении своими ресурсами ты делаешь сам.


Второй вопрос - возможность переложить ответственность за то, что ты не сделал сам. Как сказал кто-то, непременно мудрый: «Человек рождается один и умирает один», но мы все время пытаемся найти кого-то, кто избавит нас от необходимости нести ответственность за решения, которые мы не хотим принимать. Когда есть родители всегда можно сказать, мне не велела мама/папа, когда есть партнер – меня не поддержал муж/жена и в любом случае есть возможность ничего не менять и ничего не делать. Вот тут-то рождается бескрайний простор для самоубеждения в наличии множества препятствий на пути, который ты вроде бы хотел пройти. Хотел бы, но что-то тебя все время сдерживает.
Так приобретается беспомощность.

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ (и немного о войне)

Очень многие истины касательно человеческой природы высказаны еще в древности, и до сих пор ничего в этом плане не меняется кроме мишуры обстановки. Помнится, еще в раннем детстве меня как-то приобщали к религии, и когда было больно, в голове проскальзывала мысль: "Ему на кресте было гораздо хуже, а это - так, пустяки". Я был совсем мелкий и не уверен, что думал об этом с религиозной точки зрения, скорее всего, это был просто яркий пример того, что даже если ты разбил коленку, порезался или сломал ногу - это далеко не самое страшное, что может случиться с человеком.
К тому же я рос среди ветеранов Второй мировой, и по-настоящему мне близка как раз тема войны. Уже во вполне взрослом возрасте мне неоднократно доводилось спорить, может ли человек, не переживший лично некоторый опыт, понимать, каково оно на самом деле. Я до сих пор уверен - может. Для этого необходимо не столько даже войти в ситуацию или поставить себя на место другого - это может требовать хорошего уровня эмпатии, не всем доступной по ТТХ; для не обладающих означенным качеством, возможно, достаточно будет честно представить и оценить все факторы, повлиявшие на человека и приведшие к полученному результату. Впрочем, это тоже требует не всем доступного качества личности - способности к анализу и синтезу.
Вероятно, это звучит похоже на посыл "спускаться глубоко вниз по своей стене и самому себе лайкать первую аву", но это не совсем так. Да, если это твоя стена, тебе небесполезно будет понять, почему ты оказался в жопе, но это не главное. Главное, что ты сделаешь с этим знанием дальше, а постоянно рассматривать свой путь туда - гиблое дело. Мы все живем здесь и сейчас, даже если не сильно осознаем этот факт. И если у тебя к 35 годам не жизнь, а сплошное болото, и оглядываясь назад ты видишь, что все эти годы ты целенаправленно шел именно туда – понимать, как ты дошел до жизни такой неплохо, только фиксироваться на этом не стоит. А как правило подобные практики ведут именно к этому. В итоге, вместо того чтобы думать как быть сейчас, человек получает возможность бесконечно копаться в том, что он уже проимел - не сделал, сделал не так, сделали не так за него. Плохо, что это ничего не меняет и больше всего помогает поверить, что обстоятельства уже не изменить.

Ленинградцы не выбрасывают хлеб. Это у них от блокады, от времен, когда есть было нечего. Но это вовсе не означает, что они закупаются им сверх меры (хотя, как и многие пережившие войну люди, они имеют привычку покупать "про запас";) и тем более не означает, что они поглощают его в немереных количествах. Те самые блокадные ленинградцы (разумеется, обобщение всегда подразумевает исключения) не свешивают руки, потому, что о них некому было о них заботиться в их юные годы. Наши старики, люди военного поколения, в большинстве своем потрясающе сильны. Не потому что им от природы были даны лучшие нервы, а потому что сталь закаляется в огне. Их не учили заранее, как выживать в концлагерях, многих не успели даже толком научить сражаться на фронте, как они уже оказалась там. И понятное дело, что на фронте, а тем более у узников концлагерей и лагерей смерти не было психологов и психотерапевтов. Людям - тридцати и сорокалетним, молодежи и подросткам - приходилось осмысливать и находить выход из безысходности самим. Не в уютной квартире, а на вонючих, обжитых клопами и вшами нарах, в окопах и под шквальным огнем.
Неправильно, видимо, гоняли детей с гвоздиками на встречи к ветеранам, если они не вынесли оттуда главное - у нас над головами голубое, чистое небо, нам не грозят облавы и расстрелы. И горе у нас, по большей части, от мирной жизни, которая не научила нас помнить о смерти.
Memento mori.
Старая, потрепанная истина: если бы этот день был последним в твоей жизни, ты хотел бы прожить его так?

Чем дольше живу, тем больше склоняюсь к мысли, что резкое изменение условий в худшую сторону - лучшее средство, которое может помочь современному человеку вырваться из болота. "Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу". Причем свобода, понимаемая не как возможность безнаказанно делать что угодно, потому что тебе больше нечего терять. Свобода потерявшего все стоит гораздо больше - это возможность не идти на поводу у своих тараканов, привычек и прочих установок, потому что потеряв все, ты по-настоящему рискуешь тем последним, единственным по-настоящему ценным, что у тебя есть - самим собой.


И конечно, это должно быть тут.

для русскоговорящих

@настроение: so live like you'll never live it twice

@темы: библиотека Вавилона, произнесенное вслух, психология

URL
Комментарии
2016-06-28 в 00:35 

faolchu
За пределами знания о злодеянии и добродетели есть поле. Я жду тебя там.
* Весь пафос, вводно-уточняющие конструкции и общий привкус личностного тренинга - дело рук парикмахера.
Короче, суп мой, а вот со специями наколдовала редакция.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

まくら の そうし 

главная