00:54 

Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Хотела сначала оставить цитату для личного размышления, но решила все-таки повесить в открытый доступ. Тема достаточно острая и для меня значимая, мне есть, о чем высказаться по вопросу. Но все, что я своим кривым языком могу сказать, лучше меня сформулировал Хаджимурат хаджи Гацалов, муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания в своем недавнем интервью для редакции Православие.ру.
Ссылку на статью давать не буду, там много лишнего, к теме не относящегося.


Наглядно заметно, что рост религиозности в обществе вызывает антирелигиозную активность и противодействие, вплоть до богоборчества. Это серьезная проблема, но она не анализируется и не изучается. По крайней мере публикаций на тему растущего антагонизма между верующей и остальной частью общества я не встречал.

Дело не в атеистах, агрессивных и неагрессивных, и даже не в части общества, именующей себя секулярной. Скорее я вижу проблему в людях, верующих в Господа, если их так можно назвать, но не практикующих. Большинство людей, с кем мне приходится сотрудничать, общаться, причисляя себя к православным или к мусульманам, при этом не проявляют к своей религии никакого интереса. В своем мировоззрении они ближе к так называемому секулярному обществу, чем к обществу религиозному. Поклонение верующих, их обряды и поведение вызывают у них раздражение и, прямо скажем, неодобрение. Они поддерживают противников религии в их протестах против строительства храмов, против формы одежды и поведения верующих.

Наряду с термином «секуляризм» это вторая дезориентация неверующего общества. Оно принимает поведенческий образ этих «верующих» за эталон и действия верующих, а выходящие за рамки этого примера попадают под клише «радикализация». То есть общество, не сведущее в религии, видит перед собой два варианта верующих: «верующие по самоопределению», которые в своей жизни далеки от норм и правил вероустава и по сути ничем не отличаются от остального общества, и «верующие по убеждению», живущие в границах своего религиозного устава, ограничивающие себя, избегающие греховных «прелестей» современного бытия.

Непрактикующие «верующие» дезориенируют неверующих: они принимают их поведение за эталон, а верующих считает радикалами. «Верующие» первого варианта более привычны обществу и не вызывают никаких противоречий. Их психотип идентичен большинству неверующих людей. «Верующие по убеждению» вызывают настороженность и недоумение своим, как кажется обывателям, излишним религиозным рвением и, как вы выразились, «публичной демонстрацией религиозной атрибутики». Естественно, эти моменты пугают общество, потерявшее религиозную культуру, и вызывают недоверие и трения в его среде. Дополняет общую картину небольшая часть верующих с радикальными взглядами, что якобы подтверждает существующую конфронтацию и даже усугубляет ее.

Такой спектр отношения к религии в обществе позволяет агрессивным атеистам демонстративно проводить свои идеи и свое отношение в общественно-политическую сферу. Аморфность верующих первого варианта, а иногда даже молчаливая поддержка ими атеистов, дает последним «моральное» право выступать с позиции большинства. Эта ситуация – также одна из характеристик нездорового общественного сознания. С ростом религиозности напряжение будет расти, и это естественный процесс.


Очень больно. Но, кажется, неизбежно.

@темы: дорога на юг

URL
Комментарии
2017-04-24 в 02:04 

Лиадан
"Это Вария, детка!" (с)
Lynn, Но активных неверующих тоже много, это надо признать. Богоборцев, церквеборцев, религиоборцев вообще. Которые не верят ни в кого и ни во что, не потому что атеисты, а вот просто потому. Которые обзывают, унижают, оскорбляют представителей любой религии, даже не скажу, что кого-то больше - всех. И их высказывания висят на баше как смешные (О_О), они пишут посты в фэйсбуке и с ними согласно полно народу. Меня как-то шокирует эта озлобленность. Озлобленность даже не к самой религии, а к ее священослужителям и верующим, которые вообще живут тихо-мирно и все.

Что еще из недавнего шокировало и покоробило. Читала народные приметы, наткнулась на способ выведения клопов. Надо пригласить батюшку в избу, а на печи заранее спрятать заранее мальчишку с клопом, чтобы он пустил клопа батюшке за шиворот и сказал что-то там. По мне уже откровенная подлость. Да, у наших крестьян было странное отношение к священникам, но некоторые вещи переходили границы. Поэтому меня удивляет якобы "православный" народ до революции.

2017-04-24 в 02:14 

Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Так никто не говорит, что их нет. Вопрос в том, почему они появляются и кто их провоцирует на движняк (помимо явных радикалов, коих чисто статистически не может быть более 10-15% от общей массы, распределение Гаусса обязывает).
И речь как раз о том самом "православном" народе - и до революции, и после нее, и сейчас - как мы сегодня обсуждали, наверное с 16-17 века начиная. Которые и составляют основную массу тех, кто «в своем мировоззрении ближе к так называемому секулярному обществу, чем к обществу религиозному» (в случае старых веков - к языческому, о секулярности тогда речи не шло).
То есть, беда в том, что будучи номинально титульным вероисповеданием, православие де-факто им не было уже очень давно. И на самом деле вряд ли будет, потому что быть по-настоящему религиозным человеком жесть как сложно. Это же требует изменить себя, свой образ мало жизни - мышления, ценностей, всего остального.
Проще яйца на Пасху посвятить или клопа батюшке за шиворот запустить, вот.

Глобально - для меня это вопрос размывания границ нормальности. Нормально ли быть "православным", который прикасается к основам своей религии раз в год, а то и реже? Или нормально быть верующим, который имеет внятное представление о догматах и канонах своей веры, и не упадая в фанатизм и радикализм, строит тем не менее свою жизнь с учетом этих основ?
Для меня это все еще вопрос равнозначный статусу брака (семьи) в жизни человека.

URL
2017-04-24 в 02:58 

Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
вдогонку трогательное и в каком-то смысле иллюстрация: Пасха-1926

URL
2017-04-25 в 06:15 

Хетта
Гниль фандома / Квантово неопределённый автор
Что-то я весь день думаю, что мне очень сильно не нравится в этом высказывании. А оно мне прямо вот очень сильно не нравится (и ты извини, если я с этим вообще здесь не в тему, я свалю в туман прямо вот по первому требованию).
Наверное, больше всего мне не нравится полная уверенность в том, что проблема совершенно определённо не в самих верующих и не в их поведении, а только в неверующей части общества и "неправильных" верующих, которые "формируют у неверующих неправильное представление" о приемлемом поведении. То есть у "правильных" верующих поведение априори правильное, верное, нормальное, кому что-то не нравится - тот сам виноват, не того поведения ожидает в принципе.
Ну и по факту признаётся, что "правильные верующие" на самом деле находятся в меньшинстве, но при этом продолжают считать, что их-то интересы должны учитываться большинством, а сами они с большинством считаться совершенно не обязаны, потому что это "неправильное" большинство?

2017-04-27 в 11:25 

Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Хетта, я не отвечаю не потому что не читала или нечего сказать, но пытаюсь собрать в кучку мысли. Мы очень по разному с тобой читаем эту тему, видимо. Для меня это не вопрос соблюдения интересов группы лиц, вообще никак не коррелирует. Скорее это вопрос установления Правила и его соблюдения. Правило - оно есть. Но свободу воли никто не отменял и соблюдать или не соблюдать его каждый решает сам. Поэтому не все (и даже внутри целевой группы на самом деле не все) это Правило реально соблюдают.
Для меня, как понимаешь, есть что-то огорчительное в том, что внутри целевой группы не все соблюдают установленые правила. Может потому что дискредитирует правило в глазах других и лишает его ценности в глазах самой целевой группы. Причем самое неприятное, что нарушать правило могут и те, кто из идейных сображений кладет на него, и те, кто не понимает и не умеет его правильно соблюсти. Хотя реакция на эти две категории будет принципиально разная.

Так что дело наоборот в самих верующих, в том числе в "правильно верующих". Я бы сформулировала это как попустительство и равнодушие к самим себе и своей вере.

URL
2017-04-27 в 16:28 

Хетта
Гниль фандома / Квантово неопределённый автор
Lynn, я в принципе так и догадывалась, что для тебя в высказанном важнее всего Правила и внутренняя дисциплина, а не та тема, на которую высказывается тот человек)

С церковными правилами и Правилами у меня отношения сложные. Как птиц летучий я беспрерывно ищу в каждом правиле и Правиле смысл и основание.

2017-04-27 в 21:20 

Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Хетта, у меня вообще кажется со всем так: важнее внутренняя дисциплина, а не та тема, на которую высказывается человек.))

вот знаешь, я себе нашла и теперь оно меня очень радует. Но скорее всего это мне так повезло совместить типное и систему

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

まくら の そうし 

главная