Lynn
...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф.6:21]
Подумалось тут в фоне обсуждений.
Когда-то Княжна писала в постах про мышей, что, мол, люди утратили навык развернутого социального протокола. Что выпускник стандартной гимназии имел около 100 с лишним социальных навыков (имеются в виду навыки типа "обратиться к вопросу - к старшему по званию и возрасту, к младшему по званию и возрасту, к старшему по возрасту, но равному по званию, к равному по возрасту и званию, к женщине старшего возраста, к ровеснице etc), а сейчас он средних лет человек умеет в разы меньше. Ну да, логично, когда-то оно было актуально, и люди это умели. А сейчас все это редуцировалось до 30-40 навыков максимум, поскольку стираются границы возраста, статуса, гендера и пола. Все это в принципе логично с учетом вектора развития культуры и обществ в целом.

Но у меня сейчас в процессе обсуждений такое ощущение возникло, что ровно так же люди утратили навыки разграничения чувств и состояний. Светлая торжественная радость, пошлая потеха, грубое животное удовольствие от чего-то приносящего кайф, изысканное наслаждение чем-то манящим и недоступным, искренний восторг, искрящееся веселье, несерьезная забава, стеб по приколу, полный отрыв башки, бессловесное ыыы... - мне уже сейчас слов не хватает, чтобы описать разные оттенки "положительной эмоции". Та же история с чувствами отрицательных эмоций (печали, тоски, уныния, депрессии, грусти, обиды) и реакции (гнева, осуждения, обвинения, несогласия, возмущения). С чувством неудовлетворенности, внутренней пустоты которая расценивается как физический голод (алиментарный, сексуальный), мне кажется, сюда же. Человек не понимает, какое на самом деле чувство внутри работает, пишет все происходящее "не в ту ячейку" каталога... и действует соответственно, с ошибкой.
Почему так происходит?
Пока что напрашивается вывод, что из-за перегрузки эмоционально насыщенными раздражителями различалка чувств притупилась и уже не срабатывает. И получается, что проще называть все подряд положительные эмоции "весело" или "радость" (кто какое слово знает), а то что потом возникает недопонимание, ну, бывает. С другой стороны, В. говорит, я переоцениваю прежние времена, и наверное он прав. Несмотря на все социальные протоколы и строгость внешних проявлений (которая автоматически вынуждала людей внимательнее относиться ко всему, что они говорят, делают, чувствуют) людям в принципе свойственно не думать о том, что на самом деле с ними происходит. Искать простые объяснения и простые слова, а то, что они на самом деле не отражают сути происходящего... ну что ж, так вышло. Какая разница, в конце концов. Главное, что больше не надо думать, объяснение найдено.

Долго сидели и обсуждали с В. критерии пошлости, вульгарности, чего-то, что "некрасиво" и поэтому несмешно. Почему этого не хочется видеть, участвовать в этом. В. говорит, что это вопрос самоуважения - человек не будет участвовать в пошлом, потому что это лишит его повода уважать себя. Звучит логично, но я не до конца согласна, под самоуважение много что лишнего можно пропихнуть в этот концепт, что вывернет его наизнанку. Например, гордость. Ханжество. Чванство. А это не то, что мне нужно найти...
Да, по существу, это продолжение истории об "оскорблении религиозных чувств" и мне кажется, я все же нащупала тот критерий, где для меня эта статья срабатывает. Думаю, когда происходит что-то такое вопрос не в том, "что" случилось, а в том "зачем" это сделано. По какой причине, ради какой цели, что двигало человеком. Доброта? Любовь? Желание помочь? Кому это поможет? Кого это утешит? Чью жизнь это сделает лучше? Как именно?
Смех ради смеха, прогресс ради прогресса, драку ради драки необходимо не искоренять, но осмыслять. И находить им смысл. Находить ценность. Чью жизнь они сделают лучше и чище? Не сделают ли они чью-то жизнь хуже и гаже?
А иначе все суета сует и всяческая суета.

Для меня это очередная вешка - надо быть очень внимательной к себе, к каждому проявлению своему. Если мне радостно, то почему и в чем настоящая причина радости? Что меня забавляет и почему? Что меня веселит в этом? Насколько я действительно грущу, а насколько обижаюсь? Я огорчаюсь вообще или все-таки осуждаю кого-то конкретного?
Испытываю ли я по этому поводу именно эти эмоции? К чему это приводит? Хочу ли я их испытывать дальше?
А потом говорят, что христианство это прикольная штука про прощение и отпущение всех грехов, про посты и молитвы, ну да, конечно.

@темы: дорога на юг, придумай меня живым, произнесенное вслух, психология